Скажем так, я ожидала от этого сериала худшего. Гораздо худшего.
Долго не решалась его смотреть, предполагая халтуру типа "Лира" с Лоуренсом Оливье. И мало ли, что великая пьеса, что один из лучших актеров... Не смотрели? Не смотрите. Ацтой - и никак иначе не скажешь. Англичане вообще периодически настолько небрежно ставят Шекспира, что слов нет (гм, хотя русские не реже пропоганейше ставят Островского с Чеховым...).
Так вот, сериал скорее нра, чем наоборот.
В "Ричарде Втором", как уже было сказано, больше всего впечатлила работа художников - постановщика, по костюмам, по реквизиту... Я пааанятия не имела, когда жил этот Ричард, но по костюмам ясно - 15 век. Сунулась в Вики - и точно. Да еще и грим с прической актеру подобрали сравнительно близко к сохранившемуся портрету.
"Генрих Четвертый" - гм, эта двухсерийная колбаса умудрилась меня усыпить.
Ваще-т, чтобы я начала задремывать на кинЕ, - это, мягко говоря, редкость...
Сценариста на мыло. На хозяйственное. Шекспир в хрониках - зануден. Он и не в хрониках иногда чууууудовищно зануден, почитайте первые сцены "Гамлета" или посмотрите "Отелло" в постановке Оливье же. От монологов Яго, где он подробно расписывает план злодейств, зубы сводит.
Но на это, блин, и существуют сценаристы. Они или режут всё лишнее, или, как Козинцев в "Гамлете", картинку меняют (начало "Гамлета", где колбасно-длинный монолог Клавдия наполовину оглашает герольд, а камера нам при этом массовку показывает, антуражную от пяток до ушек).
А тут... каждый типаж хорош. Гарри отличный, Фальстаф - зайка, отдельно порадовал в эпизодах Йен Глен (ему гримироваться не надо, он готовый эрл-лорд!). Каждый кадр, каждый эпизод хорош, хоро... хр... хрррррр...
Ну и вот свежепосмотренный "Генрих Пятый"
Ставить "Пятого" - значит, соревноваться с великим Оливье. Его фильм - думаю, можно не ставить "имхо" перед утверждением, что это лучшая режиссерская работа сэра Лоуренса, одна из лучших его актерских работ и одна из лучших постановок Шекспира вообще в кино.
Но не единственный "Пятый".
В 90-е годы показали болотного цвета двухсерийную мутотень. Типо-реализм. Не будем о грустном.
Ну и вот этот.
Если сэр Лоуренс прямо стилизовал под ожившие французские миниатюры, то здесь ожидаемо будет попытка реализма, но без унылой чернухи.
Это и было.
О хорошем. Актеры. Гарри просто отличный - в смысле внешности и прочей работы художников. После битвы, в грязи и крови... И мирные сцены он берет на ура.
А вот батальные провалил нафиг.
Не, не ведут войска в бой с уныло-философским выражением личика! Перед битвой орут, а не общаются тоном Гамлета в диалоге с черепом.
Продули нафиг битву при Азенкуре. И режиссер, и актер.
Зато каааакие французы! Я в восторге просто от короля, дофина и прочих. Гримы! Костюмы! Как держатся!! Чес-слово, лучше чем у Оливье! ...ну ладно, не хуже, чем у Оливье. Совсем по-другому, но отлично.
Весь восторг испаряется при явлении принцессы Катерины.
Актриса. В какой хлебной лавке они нашли эту девочку? Смазливенькая, манеры деревенские, хихикает идиотски, про умение держать себя по-королевски молчу в глубокой скорби.
Костюм. Я дилетант, я средневековый костюм знаю хуже, чем хотелось бы, но, ИМХО, они там попытались изобразить "адские проймы"... изготовлением накидки. В общем, на каждом появлении принцессы я хлопала ресницами и спрашивала "чё на ней надето и как оно держится в условиях 15 века???"
При очень достоверно выглядящих мужских костюмах.
И о перчинке. О черненьком
Не, шо герцог Йорк - негр, это уже не шокирует, это мы уже дрессированные. Шокирует другое.
В весьма сомнительно поставленной сцене его убийства стрела из английского лука пробивает... французский рыцарский доспех. Вот прям посередь бронированной спины.
...я чего-то не знаю об английских луках???
Не, я об английских луках знаю меньше, чем о французских модах позднего 15-го, но - шоб вот настолько ничего не знать???
Скажите мне, о компетентные, мне каяться в своем невежестве или возлюбить режиссера за доставленные эмоции?
В сухом остатке. Сериал "под вышивку" или другое занятие. Есть сцены, которые смотришь не отрываясь, есть - которые не отрываешься от параллельного дела.
Сделано с любовью, но - не Оливье.
Очень захотелось пересмотреть его что "Генриха", что "Ричарда Третьего". Под этих вышивать сложно, поэтому чаще раза в несколько лет их смотреть не станешь. Но вот как-то дозрело желание.