Меня в какой-то момент стали терзать, угу, смутные сомнения - ну откуда, откуда у меня пятисотпроцентная убежденность, что Аранарт сбегал до Крайнего Севера и обратно, чтобы вернуть кольцо отца.
То есть понятно, что ВК это не противоречит, но для меня-то оно вот только так.
И с огромным трудом из недр подсознания я достала сюжет... ну, давайте сыграем в угадайку.
Итак, дано.
Отважный старший герой отправляется на Крайний Север, где героически гибнет.
Его наследник поначалу немой. Но от немоты излечивается.
Потом наследник становится военным. И очень неплохим.
Наконец наследник прокладывает свой доблестный полярный маршрут, добирается до последней стоянки старшего героя и там обретает искомое.
Угу.
Когда так разложат, любой угадает.
Да, "Два капитана".
Самое смешное, что я Каверина так и не прочла. Видимо, в очень раннем детстве я слушала радиоспектакль 1955 года (он есть на торренте, но я пока не скачивала), потом - вот это помню точно - смотрела фильм шестисерийный. Небось, прям в 77м году и было. Фильм запомнился как "хуже исходника", т.е. аудио
А сейчас скачала прекрасный фильм с горячо любимой мною Заботкиной в роли Кати.
Посмотрела.
И впечатлилась.
Нет, я не буду говорить о достоинствах фильма, актерах, художнике и т.п. Я по сути вопроса.
Я, опять же, не буду говорить про Каверина что-то дурное. И даже про реализм ругаться не буду. Он написал книгу, которую в свое время знали ВСЕ. Вот, я и мои друзья ее знали, не читая. Значит, для своего времени эта была прекрасная книга. Она была такой, какой нужна тогда.
И воспринимали ее - как реальность.
многабуковКраткий пересказ особо впечатливших меня моментов.
1. Экспедиция погибает из-за наличия конкретного ГлавЗлодея в команде. Причем причина злодейств - любовная, желание жениться на жене брата.
Мысль о том, что экспедиция может погибнуть из-за естественных обстоятельств, что могут надуть поставщики (а не быть целенаправленного вредительства), - нет. ГлавГад и виной всему - любоФ.
2. ГлавГад приятно дополнен Гаденышем. Причем Гаденыш может влюбиться только в Героиню, найти себе "жабу по вкусу" - ни-ни. И именно любоФ - причина всех действий Гаденыша.
Вывод из п.1-2: объективных трудностей в жизни нет. Есть только вредительство конкретных гадов лично тебе. Причем только по любовным мотивам
3. Нужные предметы всегда выныривают сами собой в нужном месте. Сначала сумка с письмом. (Привет Проппу, ога, загробный дар).
Затем особенно прекрасно, когда самолет Сани, сев посередь всего Севера, оказывается прямо у палатки с багром и прочими важными вещами. О да, я в курсе, что в Звездных Войнах4 попадали посередь всего Космоса с неменьшей точностью, уррра, советские люди и тут впереди Галактики всей!
Ну и в конце самолет Сани садится в аккурат в необходимую точку Форохельского залива... простите, вырвалось
4. Мир вообще крайне маленький и тесный. Угу, это я как человек, занимавшийся всю жизнь эпосом скажу. Эпос происходит от родовых сказаний, где два стойбища, 20 чуваков и тайга между ними, поэтому героев мало, найти палатку пропавшего отца - угу, тайга-то большая, найти сложно, но можно, если ооочень повезет, и во всех приключениях встречать одних и тех же что помощников, что злодеев - реально. А потом в эпосе это магически объясняется. А потом из эпоса вырастает роман, а там это уже клише... а теорией клише я занималась 20 лет назад, работы на "Мифе" и пересказывать влом.
Но когда это клише еще доэпических сказаний применяют к просторам Советского Союза... ой.
Пересечение Ромашки и Сани во время войны... эээ, современному зрителю трудно сохранять интеллигентное выражение лица при просмотре этого эпизода.
Короче говоря, идеальное произведение для разбора "по Проппу". Классическая волшебная сказка, с волшебными предметами, магическими силами и т.п. В роли волшебства - случайность.
Но я подчеркну: я не критикую Каверина. Мне интересно другое: что ВОТ ЭТО воспринимали как реалистический роман.
Я даже знаю, почему. Потому что эмоциональность общества была выше, критично не "как", а "что", критичны беспризорники-детдомовцы-летчики и т.п., а не правдоподобие ситуаций, в которых оказываются герои.
А сейчас у нас эмоциональность снизилась. И, с одной стороны, возросло требование к достоверности событий и проблемы полярников отдельно, а лямур, пожалста, отдельно, а с другой - дайте нам чё-нить волшебного. Ну эльфов там отсыпьте полпачки, назгула тоже можно сверху.
Поэтому у Каверина - про реальных людей, но чистая сказка.
А у меня про эльфов и примкнувших дунаданов, но максимально реалистично.
PS Но не могу же, как смешно. Смотришь и глазами лупаешь: вот это реализм, да-да?? Да Кольцо Всевластья вело себя приличнее, чем эти выныривающие сумки и самоходящиеся багры! Хотя ему воля в техзадании прописана, а они... ох.