И по фестивалю, и по выставке я начала писать по большому хорошему посту... и завязла на этапе "лучшее - враг хорошего", т.е. "добавь фото".
Поэтому сейчас - об общем итоге бешеного марафона "Тюмень-Белгород".
О разговоре, который был у меня после открытия выставки кимоно.
Это был разговор с дамой, которая заместитель (должность точно не назову) по культуре Белгородской области. То есть второе по значимости лицо в сфере культуры. Разговор наш был неофициальный, поэтому и должность ее пусть будет обозначена вот так.
Н.О. (обозначим ее инициалами) пришла в музей на 15 минут... и провела полтора часа.
С большим удовольствием посмотрела выставку, я ее поводила, показала-рассказала... а дальше мы заговорили о наболевшем. О народной РУССКОЙ культуре и о том, как трудно включить ее в современность.
И я сказала, что вот, мы же только смотрели кимоно, сделанные по мотивам САМУРАЙСКИХ нарядов. И вот еще - по мотивам знати, и вот здесь тоже мотивы аристократии... потому что современная женщина не хочет рядиться крестьянкой, она готова надеть национальное только если это наряд знатной дамы.
Представьте, - говорю я ей и директору музея (тоже очень красивая женщина), - вам предлагают крестьянский наряд. Хотя да, праздничные наряды крестьянок хороши... но. А представьте, что - боярский?
И эти две очень ухоженные, очень со вкусом одетые дамы так оживились, засверкали глазами, воображая себя в боярских опашенях...
Н.О. благодарит меня за идею.
А потому что она годами выстрадана.
Потому что я человек, воспитанный на двух веках высокой русской культуры, национальной по сути, пусть и внешне в европейских формах. И мой уровень - это не необразованная деревня нач. ХХ века с аутентичным фольклором, а, скажем, Римский-Корсаков, который вовсю создавал неорусский стиль в культуре, и прочие Васнецовы (оба!).
И тянуть нас в "аутентичное народное" - это тянуть вниз. Потому что абсолютное большинство народных песен, что сейчас поют (и мы в экспедициях записывали), - литературного происхождения. "Сажусь за стол, беру я карты", "По Муромской дорожке"... частушки туда же. Спасибо, не хочу.
Любое развитие - это изменение. Как японцы со своим 17-м веком играют, создают офигительные кимоно по мотивам самурайских - и традиция развивается. А если традицию только сохранять, боясь изменений, то она и умрет. Хотя будет вся такая аутентичная.

И из того же разговора.
Зашла речь о музее народной культуры - и зачем он нужен современному человеку.
И я сказала две вещи.
Первое. Народная культура с ее вековым и ручным - это мощнейший антистресс. Который сейчас более чем актуален.
И второе, обратная сторона первого. Все народные праздники - это наоборот, сознательно вызываемый и (главное!) управляемый мощнейший стресс. А мы сейчас от стресса на работе бежим как зайцы, но при этом жаждем сильных ощущений. То есть стресса подконтрольного. И за этим определенная часть общества идет во всевозможные календарные праздники, но... японские. Потому что чтобы собрать себе дешевенький комплект кимоно полюбоваться сакурой, надо сколько потратить? А это шелка, ручная роспись... да. Всё та же тяга к высокой, а не крестьянской культуре.