Если бы у меня был щит, я бы написала этот девиз на нем
Это - краткое содержание отзыва Гарета о "Некоронованном". Весь отзыв лежит на фикбуке и называется "Возвращение к истокам", а я тут выпишу только наиболее греющие сердце моменты.
На фоне большинства других крупных произведений по мотивам Толкиена, как вышедших «на бумаге», так и существующих только в электронной версии (в т.ч. и старых произведений самой Альвдис - «Эанариона» и «После Пламени»), новый роман Альвдис выделяется как сова на выставке кошек.
...
А вот в «Некоронованном» эпоса мало. ...Не происходит ни трагической катастрофы, ни светлой и радостной эвкатастрофы, победы, после которой все будет хорошо... Просто работа, которую необходимо совершить, для того, чтобы спокойно жить и растить детей. Работа, более сложная, чем, скажем, обустройство пещерных жилищ, но принципиально от них не отличающаяся. И мирные труды описаны в романе как бы не глубже, чем дела военные...
...
Столь же скупо оценивается и самая жизнь героев. И те, кто погиб в толкиеновском оригинале (Арведуи и Фириэль), и авторские персонажи (Садрон) погибают _не_зря_. Смерть каждого из них — еще один камень в фундамент будущей победы. Но - лишь один камень. Самая героическая гибель неспособна стать верным залогом победы (в отличие от романов Еськова и Перумова, где такой размен в принципе возможен), победа стоит намного больше. Но, и трагической гибели, бесцельной и неоправданной, проистекающей из жестокости и бессмысленности мира (как в «Черной книге Арды») в «Некоронованном» тоже нет. Если искать параллели — то искать их следует в эстетике XX века («Кто-то там впереди навалился на дзот // И Земля _на_мгновенье_ застыла»).
...
И еще один момент. Маленький, но в какой-то степени не менее важный, чем все вышеперечисленное. В «Некоронованном» есть Том Бомбадил, отсутствующий во всех остальных произведениях российской толкиенианы. И это не случайно. Толкиен — это не только великий миро- и мифотворец, создатель «мифологии для Англии», это не только «отец жанра фэнтези», это еще и один из величайших сказочников XX века. И Том Бомбадил — персонаж не легенды, и уж тем более не вымеренного по линейке фэнтези, это — персонаж сказки. Именно поэтому ни произведениях Перумова и Еськова, написанных по мотивам фэнтези Толкиена, ни в традиции «Черной книги Арды», растущей из легенд Толкиена, этому персонажу не находится места. Слишком уж фальшив будет этот образ вне сказочного контекста. А вот в «Некоронованном» Бомбадил появляется, служа лишней лакмусовой бумажкой — мы имеем дело с произведением, одной из основ которого является _сказка_ Толкиена.
Вот. Там еще много интересного и отчасти спорного.
И - та самая сова на выставке кошек. Наверное, самый большой комплимент роману, который я получала. Самый неожиданный - точно!