Помните, как нас в первом классе учили, чем гласные от согласных отличаются? "Гласные можно тянуть, согласные - низзя". И предлагали: А, У, Б, К...
Когда мы становились старше, мы понимали, что нас немношшшка обманули, что большинссство согласныхххх тянуть можжжно (а некоторые из них даже могут быть слогообрррразующими).
Но семилеткам нельзя объяснять то, что понимают хотя бы четырехклассники: у малышей каша в голове случится, им надо четко, ясно, а что не вполне корректно - ну, подрастут и узнают больше.
Это была присказка, а теперь будет сказка.
А в сказке кто главный? А главный в сказке - волшебный помощник.
многабуков, ой, много...А что про него сказано у Проппа? А сказано, что это персонифицированные волшебные способности героя. Когда-то герой мыслился человеко-зверем, а потом он разложился на человека _и_ зверя.
И примеры: Сивка-Бурка, более архаичный Серый Волк... куча.
Всё так, никто не спорит.
Только вот сам Пропп в главе о царевне приводит пример совсем других помощников. Дубыня, Мороз, Усыня (который владыка рек) и т.д. И сам же пишет, что это - хозяева стихий.
Но позвольте! Герой вовсе не властен над морозом, лесами, реками и прочим! Это НЕ ЕГО силы. Да, ему покровительствуют хозяева, они выполняют испытания за него - но не более. То есть исходное определение помощника на них не работает. Существует множество сказок, где герою помогает Мороз/Госпожа Метелица, но ни в одной сказке герой не становится хозяином погоды.
Более того. Пропп сам пишет, разбирая обряд инициации и охотничий строй, что охотник через инициацию получал силы... да, именно от хозяина. От патрона инициации, тотема, владыки животных и т.п. Посвящаемый отождествляется со зверем, да, - но не с владыкой зверей!
Хотя владыка может быть помощником. А может и не быть.
Причем если мы пойдем дальше, к шаманизму, то там будет большинство помощников вполне "по Проппу", то есть быстрота-зоркость-сила-музыкальность etc в виде зверюшек и птичек, но ГЛАВНЫЙ помощник - умерший предок, небесная супруга и т.п. это опять-таки совершенно другая сущность-личность, отличная от самого шамана и его качеств.
То есть мне сейчас видится два типа помощника, назову их пока линейным и вертикальным.
Линейный - качества самого героя, которые в одном сюжете могут быть персонифицированы в помощнике, а в другом присущи ему самому (например, способность летать).
Вертикальный - от предка шамана до Мороза в "Летучем корабле". Это покровитель. Он может быть требователен и нет, но он всегда четко противопоставлен герою. Причем, если мы говорим о ритуальной практике, то человека (шамана) с ним связывают "сюжетные" отношения: ученичество, супружество... в то время как с линейными помощниками - да, они общаются, но напряженность их отношений несравнимо меньше.
Почему мне это важно?
Да, в сказке разница между Сивкой-Буркой и Дубыней невелика: оба делают за героя его квесты. Но когда мы касаемся магической практики (и, в частности, шаманизма), то проблема ДИАЛОГА, ОТНОШЕНИЙ, УЧЕНИЧЕСТВА между человеком и его незримым покровителем становится так велика, что любой возмутится, назови я его наставника - качествами самого человека.
И скажу больше. Вот эти "линейные" помощники в шаманизме - они качества шамана только с точки зрения постороннего ученого. А сам шаман и с ними в диалоге. Да, не таком интенсивном, как с главным помощником, но вовсю общается. А иначе б их и не было у него!
То есть конструкция Проппа - недаром я ее сравнила с той фонетикой для малышей! - описывает минимальное число случаев. Собственно, сказку, причем через призму кабинетного восприятия. Носитель культуры своего помощника ощущает как нечто совершенно отличное от себя.
Итого, определение будет выглядеть так: волшебный помощник - это отделенные от героя его магические качества или покровительствующий дух (предок, владыка стихий).