Е.С.Новик "Обряд и фольклор в сибирском шаманизме":

"Как и в
фольклоре, предписанное традицией воспроизведение обрядов в
неизменном виде базируется, в отличие от канонизированных ре-
лигиозных обрядов, на в а р ь и р о в а н и и , обеспечивающем воз-
можность приспосабливать тот или иной обряд к конкретным об-
стоятельствам его отправления.
Подобная изменчивость
не является тем не менее только результатом разрушения тради-
ции, ее порчей или забвением. Скорее наоборот, варьирование
представляет собой необходимое условие существования
обрядо-
вой традиции. Только благодаря постоянным отклонениям и при-
спосабливанию того или иного обрядового установления к конк-
ретным обстоятельствам совершения обряда и возможно его функ-
ционирование как действующего и живого фактора культуры. Бо-
лее того, в тех случаях, когда обряд жестко канонизируется, он
перестает быть общественным установлением, каковым он высту-
пает в традиционных обществах, и либо вырождается в игру, ли-
бо превращается (например, в развитых религиях) в собственно
культовое действо.
...живая традиция существует лишь тогда
и в той степени, когда и насколько свободно ее носители варьи-
руют тексты
, насколько точно и полно они могут адаптировать их
исполнение к конкретным обстоятельствам. Поэтому изменения и
трансформации обрядов не есть результат только исторических
напластований, но в первую очередь — условие самого
существования традиции"
(Выделено мною)

Вы думаете, я про шаманизм? Фигушки. Про историю эпоса? Хренушки.
Я про фандомные битвы.
Про то, что фэндом занимает место новой эпической среды, где формой существования является порождение текстов, я писала еще 12 лет назад.
А ФБ с ее установкой на новизну подачи Канона - вот то самое варьирование.

...и вот тут, на мысли пообщаться с Еленой Сергеевной на этот счет, я обнаружила, что она умерла в 2014-м году.
Ой.
Я ей когда-то кандидатский экзамен сдавала.