Ничто не предвещало, как и положено в зачине сказки ))
Готовлюсь к лекции про "рассечение шамана", читаю про шаманские инициации у эвенков. Конкретно - рассказ Дюхадие Костеркина, знаменитого шамана.
И вижу русским по белому следующее:
""Когда я поднял голову вверх, увидел на вершине дерева много разных людей от всякого племени: и тавгийцев, и русских, и долган, и юраков, и тунгусов.
"Голоса сказали мне: "Предназначено иметь тебе бубен (обейчайку бубна) из ветвей этого дерева".
"Как я заметил, оказывается, лечу вместе с птицами озер. Как только я стал отдаляться от земли, хозяин дерева закричал мне: "Оторвалась и падает моя ветка (т.е. дерева), возьми и сделай из нее бубен и будет он служить тебе в продолжение всей твоей жизни".
"Действительно, я увидал падающую ветку и поймал ее налету. Имела она три разветвления, и хозяин дерева закричал мне: "Из этих трех разветвлений сделай себе три бубна. Пусть будут у тебя три жены, которые станут присматривать и хранить эти три бубна. Первый бубен употребляй при камлании над роженицей, второй при болезни, третий, когда потеряется человек, заблудившись в пургу".
"Так же, как и мне, хозяин дерева роздал ветки, кроме одной, всем людям, находившимся на вершине дерева. Он сказал при этом, в человеческом образе по самую грудь высунувшись из корней дерева: "Одну ветку не отдам шаманам, оставлю ее для обыкновенных людей. Пусть они из нее строят себе жилища и делают все необходимое. Я есмь дерево, делающее всех людей способными к жизни".
"Когда я пролетал, схватив ветку, увидел по дороге не то человека, не то дерево, имеющее человеческий голос." и т.д.
"Между" ака "Чаша любви", ветвь четвертая, глава "Сквозь туман"
многабуков"В молочно-белом тумане что-то темнело. Сархад боялся поверить в свою удачу, но нет – это действительно было Древо. Исполин, который был старым во времена юности Сархада, – и, наверное, во времена юности Бендигейда Врана. Разве что Седой мог помнить Древо молодым.
Сархад подошел к Древу, погладил его шершавую кору. Оно в ответ зашумело, хотя сидхи не мог понять, чем: листвы на нем не было, да и ветер здесь никогда не дул.
– Я Сархад, – сказал он Древу. – Когда-то ты дало мне ветвь на меч, но он был уничтожен. Теперь Бендигейд Вран хочет, чтобы я стал Стражем Котла. Мне нужен новый меч. Прошу, дай мне ветвь опять.
Не последовало ничего, что Сархад мог бы счесть ответом. Тогда сидхи подпрыгнул, ухватился за нижнюю ветвь и стал взбираться.
...
Древо может предстать каким угодно. Это я знал по рассказам сородичей, в этом я убедился прошлый раз. Мало кто из пришедших за мечом проделывал весь путь по дереву, большинство оказывалось в других мирах. Было одно-единственное правило: если ветвь обломится в твоей руке – начинай спуск и не выпускай ее ни за что.
...
Вокруг по-прежнему был белый туман, Сархад продвигался ощупью. Неожиданно под его рукой вместо шершавой коры оказалась гладкая ступень.
...
Выше что-то светлело. Проход?
Это действительно был проем. Почему-то он имел форму скважины для человеческого ключа.
...
За дверным проемом, или вернее сказать – за огромной замочной скважиной, был целый мир.
Он был светлым, хотя над ним не сияло солнце.
Да-а, я рано решил, что меня уже не удивить невозможно.
В этом мире не было ничего, имевшего бы твердые формы. Ничего, что я мог бы назвать большим или малым. Ничего, что я мог бы назвать близким или далеким. Ничего, что я мог бы назвать лесом, горой или человеком.
Вернее, всё это было, но оно постоянно превращалось одно в другое.
...
Вперед и вверх. По дереву? По рукам? Неважно.
Дерево постоянно меняется, но мне сейчас не до его текучего облика. Руки – неизменны.
Я добрался до ладоней, сел между большим и указательным пальцем. Перевел дыхание. Огляделся.
На дальней ветви… на правом мизинце… чернело кольцо. Мое Кольцо! Этого не могло быть… эти руки – ее?!
Я подбежал к Кольцу, коснулся его – и в этот миг ветвь – палец?! – с треском обломилась.
Я едва успел вцепиться в нее – и полетел вниз.
В черноту.
...
Сархад рухнул на что-то большое и жесткое. Это «что-то» медленно летело вниз, потом развернулось, и сидхи услышал прикосновение мысли:
«Цел, Вороненок?»
– Вран? Мой Король?
...
Внезапно они вылетели под звездное небо. Неяркий свет звезд показался после той кромешной тьмы ослепительным.
«Сам лететь сможешь, Вороненок?»
– Да, вполне. Спасибо, мой Король.
«За что? Я послал тебя на дело, в котором ты рисковал жизнью. Я же и спас тебя. Не за что меня благодарить».
– И всё равно – спасибо.
Сархад сменил облик, взял ветвь в когти и взлетел. В свете звезд он увидел Великого Ворона во всем его могуществе.
Коварный всегда считал, что сам он в птичьем облике огромен. Но рядом с Враном он выглядел меньше, чем птенец-сеголеток перед матерым самцом"... и т.д.
Собственно, разница только в том, что владыкой судеб в мифе является само Древо, а в "Между" - Вран
Вот так, спустя 10 лет, видишь, что процитировано качественно (отсылка к ВК - хулиганство сознательное и не считается),