Я тут посмотрела "Мещане" Горького и имею сказать довольно много слов.
Смотрела я мхатовскую постановку 1965 года - поздновато, конечно, но надежда на консервативность МХАТа и на то, что спектакль будет максимально близок к тому, что ставилось при жизни автора. Надежды оправдались
Впечатление оказалось совершенно внезапным для меня самой.
многабуковТо, что сейчас громят на наших интернетах как отвратительную черту советской культуры, - нифига не советское. Это прекрасенько дореволюцЬённоё. Речь идет о такой черте мировоззрения как откладывание счастья назавтра. Ну и альтернатива, принцип современной культуры: живи сейчас.
Вы наверняка видели посты про сервизы в советских сервантах, каковая посуда не доставалась примерно никогда. Про парадные скатерти, которые не стелились на стол. Про собрания сочинений и прочие книги, которые стояли за стеклом, а читать их будут "когда-нибудь" или "на пенсии". Про то, что деньги надо откладывать на потом (или на гроб), а пока ходить в чем-то простом. Ну и т.д. Я довольно часто вижу такое в Сети.
Смотрим кино. Как я уже сказала, непрерывность мхатовской традиции гарантирует - в том числе, адекватные декорации. Перед нами дом зажиточного купца. Материальное положение таково, что дочь-учительница с гордостью говорит ему, что она работает, а он ей с насмешкой, что она получает 25 рублей, а если она "как все" выйдет замуж, то он ей по 50 рублей давать будет. Когда же она травится от горя, то отец вызывает врача, суля ему 25 рублей за визит.
То есть они ну ооочень небедны.
И что мы видим? Что посереди столовой стоит огромный уродливый буфет. Вместительный, да, но страшный, как... вот как вся их жисть. Сын хозяев называет его чуланом, я б его гробом назвала.
Жену хозяина я искренне перепутала с прислугой поначалу - так она одета. (Понятно, что художнику-постановщику я аплодирую стоя, режиссеру за сохранение аутентичной картинки - тем более).
Так что когда вам встретится пост на тему "советские люди верили в светлое будущее, поэтому не умели жить здесь и сейчас" - не верьте. Это "на потом" имеет куда более глубокие корни.
Эта был вывод номер раз, теперь будет номер два.
Наш брат-ролевик в 90-е годы громко жаловался на то, что родители абсолютно не желают понимать его стремления к чему-то, кроме материальной жизни. Что, вложив силы, а иногда и деньги, в наше высшее образование, они потом пытаются согнуть нас в биологическое существо. Есть куча примеров, стоит ли приводить?
Ну вот, Горький всё это показывает во всей красе. Только эти родители, в отличие от наших, высшего образования не имели
Но проблема что в 1900-е, что спустя сто с лишним лет (да, у меня есть совсем свежие случаи), - незыблема.
Это было о пользе просмотра "Мещан" для культуролога. А теперь пара слов от филолога.
Вернее, одно слово, и это слово - "Ужас".
И нет, я не про безысходность жизни, которая там показана. Я про то, что это вообще не драматургия!!!!!1111 Это натуральный очерк в диалогах, это научно-популярный фильм "Повседневная жизнь купечества начала ХХ века" с игровыми сценами - и даже в таком варианте оно местами адски затянуто и невероятно, немыслимо скууууууушшшшшно!
Это первая пьеса Горького - и он еще не знает, что в пьесе должно быть действие. Весь первый акт оно аааатсутствует. Вот ваще.
Причем потом Горький научится писать пьесы. В "Детях Солнца", в горячо любимой мною "Вассе", даже в пресловутом "На дне" с сюжетом всё в порядке. А тут он еще не умел
Теперь хочется посмотреть "Егор Булычев и др.". Чует мое сердце, что это попытка переписать "Мещан" на новом уровне.
@темы:
Россия,
размышлизмы,
съедобные тексты,
литература
Gun_Grave, дело не в запасании, а в отказе сейчас жить вкусно.
Вот, посмотрела "Булычева" - там дом отдает заказами в Талашкино! Не то чтобы прямо та стилистика, но отсылка ловится. И да, первый объект - буфет. Антуражный по самую немогушечку.
Хотя понятно, что таких как Бессеменов были тысячи, а таких как Булычев - единицы.
А вот тут мне пришла в голову вот какая идея. Для меня идея "сервиз стоит за стеклом и никто его не трогает" совершенно не казалась равной идее "сервиз не функционирует". Он функционирует! Он глаз радует! Статус демонстрирует! То есть по сути купец оказывается постоянно живущим в зале музея своего социального статуса, где он сам одновременно и посетитель, и смотритель. Красота (ну, или очень условная красота) рядом, близко, но между ней и бытом всегда есть перегородка. И дальше я вспомнила, с каким сословием у нас связано музейное дело... Но единицы создают Третьяковскую галерею и музей Бахрушина, а сотни — шкафы-гробы.
Но скажи мне, чем глаз радуют кузнецовские тарелки???? Ты вообще знаешь, где они стоят? Мы с Риан в 2000-е, пока вы жили на даче, только с них и ели.
Ну и в здешнем буфете я обнаружила массу красивых вещей только после смерти Деда, я не знала о них вообще. И тэдэ, тэдэ, тэдэ.
То есть ты права, говоря про единиц. См. выше мой коммент про дом Булычева во мхатовской постановке.