всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Рожаницы, ч. 2 Долгожданный двуглавый орел
Первая часть тут: vk.com/wall187832247_17528
Дополним выводы Рыбакова. В народном кружеве (в том числе и на подзорах) очень часто можно встретить двуглавого орла. И это крайне странно. Что государственный символ делает на девичьем переднике или на подзоре? И между тем, музейные коллекции просто переполнены этими орлами, причем орлов окружают или архаические птицы, или знаки засеянного поля (ромб с крестом внутри), или знаки растущих побегов … то есть он безусловно является частью земледельческого орнамента. Более того, двуглавый орел часто изображается именно как центр композиции из пары птиц, обращенных к нему. Как мы показывали в лекциях о Богине-Матери, это именно ее атрибут – две птицы на поднятых руках или две птицы как предстоящие. Также поднятые руки Богини-Матери могут держать цветы – или превращаться в цветы в условном узоре. На одном из подзоров вологодского Музея кружева мы видим не просто двуглавого орла с предстоящими птицами, но из его крыльев вырастают некие ветви растений . Что же перед нами?
Ответом является несомненное сходство двуглавого орла и рожаницы. Ноги орла соответствуют ее расставленным ногам, крылья – раскинутым в стороны рукам, хвост – младенцу, покидающему материнское лоно, а две головы вместо одной никого не смущают. Забытый символ заменили на понятный – той же структуры и в той же магической функции.
Между прочим, это дает ответ на вопрос, почему византийский орел так хорошо прижился в русской культуре, что даже частичный возврат к советской символике не поколебал его позиций. Он структурно соответствует одному из главных обережных символов Руси, и государственная идеология здесь внезапно находит мощнейщего союзника в виде культурной памяти народа.
Поэтому двуглавого орла можно встретить в прикладном искусстве даже чаще, чем «женщину-вазон». Особенно интересны в этом плане изображения невнятные: не то еще рожаница, не то уже орел
![](https://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/379799/379799_600.jpg)
еще?
#АлександраБаркова, #БарковаАлександра, #язычество, #язычествовкрови #рожаница
#древняярусь #русь #мифология #славяне #славянскаямифология
#славянскаякультура #оберег #оберегиславян #обереги
PS И да, автор концепции "орел-рожаница" - я, Александра Баркова. А то мне тут мифы про то, "што эта хде-та Рыбаков писал" приносят.
Фото сделаны в вологодском Музее кружева, а настигло меня сие открытие еще в 90-е годы в Музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, где этих орлов - целый птичник.
![:)](/picture/3.gif)
Дополним выводы Рыбакова. В народном кружеве (в том числе и на подзорах) очень часто можно встретить двуглавого орла. И это крайне странно. Что государственный символ делает на девичьем переднике или на подзоре? И между тем, музейные коллекции просто переполнены этими орлами, причем орлов окружают или архаические птицы, или знаки засеянного поля (ромб с крестом внутри), или знаки растущих побегов … то есть он безусловно является частью земледельческого орнамента. Более того, двуглавый орел часто изображается именно как центр композиции из пары птиц, обращенных к нему. Как мы показывали в лекциях о Богине-Матери, это именно ее атрибут – две птицы на поднятых руках или две птицы как предстоящие. Также поднятые руки Богини-Матери могут держать цветы – или превращаться в цветы в условном узоре. На одном из подзоров вологодского Музея кружева мы видим не просто двуглавого орла с предстоящими птицами, но из его крыльев вырастают некие ветви растений . Что же перед нами?
Ответом является несомненное сходство двуглавого орла и рожаницы. Ноги орла соответствуют ее расставленным ногам, крылья – раскинутым в стороны рукам, хвост – младенцу, покидающему материнское лоно, а две головы вместо одной никого не смущают. Забытый символ заменили на понятный – той же структуры и в той же магической функции.
Между прочим, это дает ответ на вопрос, почему византийский орел так хорошо прижился в русской культуре, что даже частичный возврат к советской символике не поколебал его позиций. Он структурно соответствует одному из главных обережных символов Руси, и государственная идеология здесь внезапно находит мощнейщего союзника в виде культурной памяти народа.
Поэтому двуглавого орла можно встретить в прикладном искусстве даже чаще, чем «женщину-вазон». Особенно интересны в этом плане изображения невнятные: не то еще рожаница, не то уже орел
![](https://ic.pics.livejournal.com/alwdis/1466858/379799/379799_600.jpg)
еще?
#АлександраБаркова, #БарковаАлександра, #язычество, #язычествовкрови #рожаница
#древняярусь #русь #мифология #славяне #славянскаямифология
#славянскаякультура #оберег #оберегиславян #обереги
PS И да, автор концепции "орел-рожаница" - я, Александра Баркова. А то мне тут мифы про то, "што эта хде-та Рыбаков писал" приносят.
Фото сделаны в вологодском Музее кружева, а настигло меня сие открытие еще в 90-е годы в Музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, где этих орлов - целый птичник.