всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Меня в какой-то момент стали терзать, угу, смутные сомнения - ну откуда, откуда у меня пятисотпроцентная убежденность, что Аранарт сбегал до Крайнего Севера и обратно, чтобы вернуть кольцо отца.
То есть понятно, что ВК это не противоречит, но для меня-то оно вот только так.
И с огромным трудом из недр подсознания я достала сюжет... ну, давайте сыграем в угадайку.
Итак, дано.
Отважный старший герой отправляется на Крайний Север, где героически гибнет.
Его наследник поначалу немой. Но от немоты излечивается.
Потом наследник становится военным. И очень неплохим.
Наконец наследник прокладывает свой доблестный полярный маршрут, добирается до последней стоянки старшего героя и там обретает искомое.
Угу.
Когда так разложат, любой угадает.
Да, "Два капитана".
Самое смешное, что я Каверина так и не прочла. Видимо, в очень раннем детстве я слушала радиоспектакль 1955 года (он есть на торренте, но я пока не скачивала), потом - вот это помню точно - смотрела фильм шестисерийный. Небось, прям в 77м году и было. Фильм запомнился как "хуже исходника", т.е. аудио
А сейчас скачала прекрасный фильм с горячо любимой мною Заботкиной в роли Кати.
Посмотрела.
И впечатлилась.
Нет, я не буду говорить о достоинствах фильма, актерах, художнике и т.п. Я по сути вопроса.
Я, опять же, не буду говорить про Каверина что-то дурное. И даже про реализм ругаться не буду. Он написал книгу, которую в свое время знали ВСЕ. Вот, я и мои друзья ее знали, не читая. Значит, для своего времени эта была прекрасная книга. Она была такой, какой нужна тогда.
И воспринимали ее - как реальность.
многабуков
То есть понятно, что ВК это не противоречит, но для меня-то оно вот только так.
И с огромным трудом из недр подсознания я достала сюжет... ну, давайте сыграем в угадайку.
Итак, дано.
Отважный старший герой отправляется на Крайний Север, где героически гибнет.
Его наследник поначалу немой. Но от немоты излечивается.
Потом наследник становится военным. И очень неплохим.
Наконец наследник прокладывает свой доблестный полярный маршрут, добирается до последней стоянки старшего героя и там обретает искомое.
Угу.
Когда так разложат, любой угадает.
Да, "Два капитана".
Самое смешное, что я Каверина так и не прочла. Видимо, в очень раннем детстве я слушала радиоспектакль 1955 года (он есть на торренте, но я пока не скачивала), потом - вот это помню точно - смотрела фильм шестисерийный. Небось, прям в 77м году и было. Фильм запомнился как "хуже исходника", т.е. аудио

А сейчас скачала прекрасный фильм с горячо любимой мною Заботкиной в роли Кати.
Посмотрела.
И впечатлилась.
Нет, я не буду говорить о достоинствах фильма, актерах, художнике и т.п. Я по сути вопроса.
Я, опять же, не буду говорить про Каверина что-то дурное. И даже про реализм ругаться не буду. Он написал книгу, которую в свое время знали ВСЕ. Вот, я и мои друзья ее знали, не читая. Значит, для своего времени эта была прекрасная книга. Она была такой, какой нужна тогда.
И воспринимали ее - как реальность.
многабуков
Чтобы понять, что за блюдо, ложки достаточно. Иногда и понюхать достаточно.
Захочу есть - съем, разумеется.
Но факт клишированности сюжета и расхождения образа с сюжетом не отменит самое внимательное чтение
Гм, я бы лично вообще не взялась бы сначала за кино, там часто многое искажается. И если уж так часто слышишь о книге - неужто не интересно прочитать?
Интересно? Гм. Научный интерес у меня удовлетворен. Чисто читательского сейчас нет. Будет - почитаю.
Уверяю тебя, в мире очень много книг, к которым у меня не удовлетворен ни тот, ни другой.
К тому же я совершенно уверена, что как художественное произведение книга проигрывает старому фильму (но, вероятно, выигрывает перед фильмом 70х). В советской литературе очень мало хороших стилистов, и Каверин не из их числа.
А сходство циферок в двух ведомостях ты считаешь достоинством или недостатком?
А?
Идиотский вопрос? Правильно.
ДОстоинством книги является решением автором художественных задач. И только это.
Почитай мою статью. Там внятно показано, что "Лир" весь на клише, а в "Гамлете" от клише (сюжет-то не свой!) оставили рожки и ножки, и те ломаные. И что, это что-то о достоинствах говорит? Нет.
Я где-нибудь сказала, что у Каверина роман ПЛОХ? Нет. Раз мы его бурно обсуждаем - он хорош.
Я лишь смотрю, насколько далекий от правдоподобия сюжет считался реализмом. И смотрю, почему это происходило. Это не плохо и не хорошо. Это реальность, с ней надо считаться, ее интересно изучать.
что как художественное произведение книга проигрывает старому фильму
По моему мнению, "экранизация лучше книги" - это чрезвычайно редкий случай. Может, потому что я не визуал. Но во всяком случае, в плане "подробностей" и "психологизма" книга всегда лучше.
Я где-нибудь сказала, что у Каверина роман ПЛОХ? Нет. Раз мы его бурно обсуждаем - он хорош. Я лишь смотрю, насколько далекий от правдоподобия сюжет считался реализмом.
Ну, у тебя сквозит пренебрежение: "Ах, сплошные случайности! Неправдоподобие! Клишированность!" Я бы так книгу ругала, а не хвалила.
Если ты пройдешь мимо худшей столовки и лучшего ресторана, ты можешь, не пробуя ни одного блюда, определить, где готовят хорошо, а где нет?
Сможешь.
Ученому нужен профессионализм. В который входит умение из минимума данных извлечь максимум информации. Если угодно, совесть ученого - это и есть профессионализм.
Я бы так книгу ругала, а не хвалила
Я не ты.
Я не хвалю и не ругаю. Я анализирую.
Сюжет неправдоподобен. Но книга состоялась. Вопрос - почему? Ответ: потому что недостатки сюжета в нерелевантной зоне. Собственно, у меня это сказано в исходном посте.
А вот вывод о том, что неправдоподобный сюжет успешно скомпенсирован достоверными характерами - это очень ценное достижение этой дискуссии.
Еще раз и медленно.
Наличие мифологического клише в тексте - НЕ недостаток и НЕ достоинство.
Ну да, Калатозов есть Калатозов. А советский модерн есть советский модерн