всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Меня сегодня ждет два интервью, очень важных... подробности будут потом, когда всё выйдет :)
А пока сижу и готовлюсь.
А вы можете меня ругать :)

Одно из них посвящено "Калевале". Немножко выдержек из моих старых статей.

"КАЛЕВАЛА" – эпос карело-финских народов. Мифы, лежащие в его основе, складываются во II–I тысячелетиях до н.э., во времена финно-угорского единства, формирование сюжетного ядра собственно "Калевалы" относится к I тысячелетию н.э. В тридцатые годы XIX в. руны "Калевалы" были записаны Э. Лённротом; после издания их в 1849 г. "Калевала" становится достоянием мировой культуры.

Главный герой "Калевалы" старый песнопевец Вяйнемёйнен предстает как культурный герой, создающий магией или добывающий хитростью лодку, рыболовную сеть, музыкальный инструмент кантеле и т.п.; в других рунах он творит мировое древо – залог благополучия мироздания, добывает в иных мирах мудрость для людей, участвует в засевании первой пашни. В противоположность вечно старому Вяйнемёйнену кузнец Ильмаринен является демиургом, выковавшим небо (по некоторым версиям – первую женщину) и чудесную мельницу – Сампо – воплощение неиссякаемого изобилия. Лемминкяйнен и близкие к нему Ахти и Каукомьели (объединенные в "Калевале" Лённрота в одни персонаж) – герои-трикстеры, обманщики и неудачники, действующие в равной степени военной силой и магией, падкие на женщин задиры. Воинственность Лемминкяйнена отрицательно выделяет его из героев "Калевалы". Еще более обособленным является образ Куллерво – сироты, родившегося в доме убийцы отца и посвятившего жизнь мести за него, причем ради свершения этой мести Куллерво готов пожертвовать даже жизнями близких. Отрешенная мстительность Куллерво напоминает героев "Эдды", и, возможно, здесь имело место скандинавское влияние.

Цикл сказаний о Сампо – чудесной мельнице, дарующей изобилие и плодородие, – состоит из двух разновременных по происхождению частей. Первая, позднейшая,– история создания Сампо Ильмариненом как выкуп за невесту из Похъёлы; вторая, древнейшая, – похищение Вяйнемёйненом, Ильмариненом и другими героями Сампо из Похъёлы и борьба за него. Сражение за Сампо – единственная собственно воинская часть "Калевалы". Во время боя Сампо падает в море и разбивается, однако его осколки волны выносят на берег мира людей, обеспечивая тем самым изобильную и счастливую жизнь.

Героев "Калевалы" слово вообще иногда избавляет от необходимости делать что-либо руками: так, Вяйнемейнен словом управляет лодкой (XLII, 193-215), он дважды творит лодку заклинанием (XVI,101-114, L,485), пением творит для лодки гребцов (XXXIX, 275-290). Лемминкяйнен, дабы очаровать женщин, создает пением различные чудесные вещи (XXIX, 135-222). Отметим, что Вяйнемейнен заменяет магией физически выполнимые действия, а Лемминкяйнен создает вещи сверхъестественные.
Вершиной представлений о силе слова является рассказ Вяйнемейнена о способности верховного бога творить (точнее, видоизменять) мир словом; причем сам Вяйнемейнен, хотя и отрицает у себя такие способности, тем не менее, тут же произносит заклинание, которое должно превратить обычную жизнь в сверхъестественно изобильную (XXI, 389-439).

На этом фоне совершенно неудивительно, что подавляющее большинство поединков в "Калевале" – это битвы словесные, т.е. состязания в пении, мудрости и магии.
Вяйнемейнен отправляется за "тремя словечками" для постройки лодки к исполину Випунену, который его проглатывает, и герой терзает великана изнутри; тогда Випунен, думая, что это болезнь, пытается (естественно, безуспешно) прогнать его рассказом о происхождении болезней (XVII, 189-245), потом Вяйнемейнен принуждает его "петь вещей происхожденье" (XXII, 541-558), что освобождает исполина от нежелательного общества героя. Наконец, поединок Вяйнемейнена с Еукахайненом – это поединок знаний и магии: Еукахайнен пытается петь о происхождении мира, однако он лжет и проигрывает (III, 148-254), Вяйнемейнен пением повергает его.

Наш обзор функций слова в "Калевале" был бы неполным без рассмотрения проблемы правды и лжи. В магическом поединке ложь губит (Вяйнемейнен и Еукахайнен), однако в ритуале она допустима – убивший медведя Вяйнемейнен говорит, что зверь погиб сам (XLVI, 489-496). Тройное вопрошание принуждает ответить правду ( напр.: XLII, 415-445), правда является своеобразным ключом к вратам иного мира: стремящийся в Маналу Вяйнемейнен не может переправиться через руку, пока (кстати, с третьего раза) не скажет о подлинной цели пути (XVI, 159-286). Кстати, мотив лжи как силы, препятствующей такой переправе, видим в эддической "Песни о Харбарде", где обманывает перевозчик.

@темы: жисть, мифология