всё прекрасно, даже если сейчас вам кажется иначе :)
Фуф. В смысле - я из Калмыкии вернулась. Эти три дня были насыщены событиями, как мясорубка мясом 
Мистерия цам, Сити-Чесс, фестиваль "Джангариада", приготовление из меня жареного мяса под сметаной, беседа с главой буддистов Калмыкии, открытые для меня японский и калмыцкий отделы музея, поездка к священному тополю, беседа с министром культуры и образования, финальное интерью, даваемое в машине за 20 минут до отхода автобуса
И это всё, разумеется, есть на фото. И все эти фото надо разобрать, выложить и подписать. И я даж сёдни это начну.
Но пока я занята этим в высшей степени полезным делом, я советую вам немного подготовиться к рассказу о цаме.
Цам - это древняя тибетская мистерия, когда в мир людей нисходят дхармапалы.
Ежели не совсем понятно, кто такие дхармапалы, то берем "Тибетскую живопись", читаем и смотрим:
Дхармапалы (“защитники Закона”) – это гневные божества, повергающие врагов буддизма, причем не только людей, враждебно настроенных к Учению, но и злых духов, незримые силы, – всех, мешающих буддистам следовать по Пути.
Иконография дхармапал корнями уходит в индийское религиозное искусство, в культ Шивы и его супруги Кали. Божества изображаются низкорослыми, мускулистыми, их оскаленные пасти готовы проглотить врагов веры, их злобные лица выражают отвращение к мирским благам, их могучие мускулы означают способность победить зло. Они все трехглазы, причем глаза их широко раскрыты и налиты кровью. Их облачение составляют гирлянды из отрубленных голов, черепов, украшения из костей и т. п., которые символизируют трансформацию элементов материального мира в высшее состояние. Отвращение к материальному миру – основа медитации и культа дхармапал.
Подробно - в главе "Дхармапалы"
Cлева направо: Лхамо, Джамсаран, Махакала

Лхамо – наследница образа древнейшей богини-матери, на что указывает ее имя и сочетание противоположных качеств в ее образе: она выступает и как убийца собственного сына, и как богиня, дарующая детей, ее называют “Великой хозяйкой жизни”, она владычица тайн жизни и смерти, провидица судьбы.
Джамсаран был добуддийским тибетским и монгольским богом войны. На его иконографию, возможно, оказал влияние образ китайского бога войны Гуан-Ди. Его монгольское имя Бегдзе означает “скрытая кольчуга” и связано с его иконографией: поверх доспехов надет халат.
Махакала (Великий Черный). Всего существует семьдесят пять форм этого божества. Шестирукий, также называемый Джняной Махакалой, особенно силен в деле победы над врагами. Практика Махакалы преследует две цели: высшую – приближение к Просветлению – и частную – устранение препятствий, увеличение силы и знаний, исполнение желаний.
Индийский бог смерти Яма, называемый также Дхармараджа (Владыка Закона), является одним из самых грозных дхармапал. В Монголии Яма был заменен тюрко-монгольским богом смерти Эрликом, получившим титул Номун Хан (Владыка Закона) и атрибутику индо-тибетского бога.
Индийский Яма известен еще в Ведах, где в десятом разделе Ригведы (Книги Гимнов) содержится гимн-диалог Ямы (первого человека) с его сестрой Ями, которая предлагает ему вступить с нею в брак, на что он отвечает отказом. Отражение этого сюжета мы видим в тибетской иконографии.

(пара Яма и Ями - внизу слева)
Вот эти Стражи Закона и явились перед нами давеча в субботу.
Продолжение монтируется...

Мистерия цам, Сити-Чесс, фестиваль "Джангариада", приготовление из меня жареного мяса под сметаной, беседа с главой буддистов Калмыкии, открытые для меня японский и калмыцкий отделы музея, поездка к священному тополю, беседа с министром культуры и образования, финальное интерью, даваемое в машине за 20 минут до отхода автобуса

И это всё, разумеется, есть на фото. И все эти фото надо разобрать, выложить и подписать. И я даж сёдни это начну.
Но пока я занята этим в высшей степени полезным делом, я советую вам немного подготовиться к рассказу о цаме.
Цам - это древняя тибетская мистерия, когда в мир людей нисходят дхармапалы.
Ежели не совсем понятно, кто такие дхармапалы, то берем "Тибетскую живопись", читаем и смотрим:
Дхармапалы (“защитники Закона”) – это гневные божества, повергающие врагов буддизма, причем не только людей, враждебно настроенных к Учению, но и злых духов, незримые силы, – всех, мешающих буддистам следовать по Пути.
Иконография дхармапал корнями уходит в индийское религиозное искусство, в культ Шивы и его супруги Кали. Божества изображаются низкорослыми, мускулистыми, их оскаленные пасти готовы проглотить врагов веры, их злобные лица выражают отвращение к мирским благам, их могучие мускулы означают способность победить зло. Они все трехглазы, причем глаза их широко раскрыты и налиты кровью. Их облачение составляют гирлянды из отрубленных голов, черепов, украшения из костей и т. п., которые символизируют трансформацию элементов материального мира в высшее состояние. Отвращение к материальному миру – основа медитации и культа дхармапал.
Подробно - в главе "Дхармапалы"
Cлева направо: Лхамо, Джамсаран, Махакала



Лхамо – наследница образа древнейшей богини-матери, на что указывает ее имя и сочетание противоположных качеств в ее образе: она выступает и как убийца собственного сына, и как богиня, дарующая детей, ее называют “Великой хозяйкой жизни”, она владычица тайн жизни и смерти, провидица судьбы.
Джамсаран был добуддийским тибетским и монгольским богом войны. На его иконографию, возможно, оказал влияние образ китайского бога войны Гуан-Ди. Его монгольское имя Бегдзе означает “скрытая кольчуга” и связано с его иконографией: поверх доспехов надет халат.
Махакала (Великий Черный). Всего существует семьдесят пять форм этого божества. Шестирукий, также называемый Джняной Махакалой, особенно силен в деле победы над врагами. Практика Махакалы преследует две цели: высшую – приближение к Просветлению – и частную – устранение препятствий, увеличение силы и знаний, исполнение желаний.
Индийский бог смерти Яма, называемый также Дхармараджа (Владыка Закона), является одним из самых грозных дхармапал. В Монголии Яма был заменен тюрко-монгольским богом смерти Эрликом, получившим титул Номун Хан (Владыка Закона) и атрибутику индо-тибетского бога.
Индийский Яма известен еще в Ведах, где в десятом разделе Ригведы (Книги Гимнов) содержится гимн-диалог Ямы (первого человека) с его сестрой Ями, которая предлагает ему вступить с нею в брак, на что он отвечает отказом. Отражение этого сюжета мы видим в тибетской иконографии.

(пара Яма и Ями - внизу слева)
Вот эти Стражи Закона и явились перед нами давеча в субботу.
Продолжение монтируется...